Логопед рекомендует
Уважаемые родители!
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас!
Форма речи |
Возраст появления |
Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) | 1 - 2 мес. |
Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) | 1,5 - 3 мес. |
Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) | 4 - 5 мес. |
Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) | 8 мес.- 1 год 2 мес. |
Двусловные предложения (ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) | 1 год 6 мес.- 2 г. 2 мес. |
Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) | 1 год 9 мес.- 2 г. 6 мес. |
Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) | 2 года 4 мес.- 3 г.6 мес. |
Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) | 2 года 6 мес.- 3 г.5 мес. |
Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом | 2 года 6 мес.- 3 г.6 мес. |
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».
Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».
Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.
Подождите волноваться!
Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!
ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА
-
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
-
У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
-
Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
-
Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
-
Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
-
Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА
-
Ребенок развивается с задержкой.
-
Ребенок перенес тяжелые заболевания.
-
У ребенка есть неврологические заболевания.
-
Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
-
Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
-
Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
-
Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
-
Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.
-
На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
-
Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит,
вашему ребенку необходима помощь!